Акрополь.
Акрополь - одна из наиболее привлекательных достопримечательностей для туристов. Он представляет собой каменистый холм высотой 156 м и знаменит своими культовыми постройками классического периода. Во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.Впечатляют и другие античные постройки - храм Эрехтейон, театр Диониса. В Греции начало театральных представлений было связано с ритуалом в честь бога Диониса (в древнегреческой мифологии это бог производительных сил природы, живительного сока деревьев, главным образом виноградной лозы). Древнегреческий театр получил оформление в Афинах в V веке до нашей эры (Софокл, Эсхил, Эврипид - древнегреческие драматурги, корифеи античной трагедии). Древнегреческое здание театра послужило образцом для римского, а впоследствии новоевропейского театра.
Статуи Мойр
Расположены в правой стороне фронтона Парфенона. Он и захватывают своей красотой. Первая прилегла на ложе, опершись локтем о колени подруги. Средняя сдержанна в движениях, левая, устремилась взором к Олимпу.Плавные и нежные контуры их фигур. Мраморные изваяния Парфенона возвышены и оптимистичны. Они вселяют глубокую веру в возможности человека, в красоту и гармонию мира.
В единстве архитектурных форм и скульптурных украшений Парфенона воплощены великие идеи великой эпохи так цельно и ярко, что и спустя тысячелетия, со следами варварских разрушений, это произведение способно излучать импульс благородных чувств, переданных его создателями.
Парфенон уступает Олимпийскому храму Зевса по грандиозности размеров и массивности форм. Стройность пропорций, красота материала и изящество орнаментального декора производят впечатление особой отточенности архитектурных форм. Это гениальное слияние в единое целое величавого дорического и грациозного ионического ордеров. Парфенон является великолепным примером синтеза (органического единства) архитектуры, скульптуры и живописи.
Этот храм - гимн во славу Афин, воплощенный в произведении изобразительного искусства. Он иллюстрирует слова Перикла о том прекрасном, что создали свободные демократические Афины, став "школой всей Эллады"
Эрехтейон
Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона - асимметричного здания, сооруженного на Акрополе архитектором Архилохом в 421-406 гг до н. э., Посвященный Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. Особенностью Эрехтейона является его совершенно не обычная для греческого храма композиция и сложная, асимметричная планировка. Ионический стиль архитектуры отличается изяществом и легкостью. Для постройки использованы белый мрамор и темно серый камень, это сочетание усиливает впечатление живописности. Эрехтейон помещался в левой стороне Акрополя. В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза. Массивные основания сочетаются с легкими колонами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.
Парфенон
Парфенон - совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия. Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. Парфенон венчает Акрополь. Он внутри разделен на восточную и западную части. В западной находилась казна афинян. В восточном стояла статуя Афины Парфенос.
Парфенон - храм дорического ордера. Он прямоугольный в плане и со всех сторон окружен колоннами. Его строили зодчие Иктин и Каллистрат. Огромную роль в сооружении храма сыграл греческий скульптор Фидий. Все, что осталось от Парфенона на Акрополе к сожалению - руины. До конца 17 в. Парфенон простоял в сохранности. В византийскую эпоху он служил церковью.
Но в 1687 г. во время войны турок с венецианцами храм был разрушен. В конце 18 в. английский лорд Эльджин увез из Греции почти все скульптуры. Теперь они разрознены: часть находится в Лондоне, часть в Париже, кое-что в Афинах. Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя были не случайны. Размеры храма определены размерами скалы. Протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участок Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки "золотого сечения". Чтобы поставить Парфенон строителям пришлось соорудить мощную насыпь, увеличившую холм в южной части.
Города античного мира
Совершенно особое чувство соприкосновения с древней историей и культурой вызывают города античного мира - Дельфы, Фивы, Элевсин. Исторические руины Дельф включают дорический храм Аполлона (510 год до нашей эры), стадион, гимназию, Священную площадь, Кастальский источник и другие постройки. Музей в Дельфах хранит большую коллекцию обнаруженных здесь археологических находок, в том числе знаменитую бронзовую статую возничего (около 470 года до нашей эры). В Фивах, которые Александр Македонский в 335 году до нашей эры разрушил до основания, сохранились лишь незначительные свидетельства былого величия: остатки царского дворца, святилища Аполлона и античного водопровода. Зато нигде в мире нет более полного собрания танагрских терракотовых фигурок, чем в археологическом музее города.
Античные сооружения (п-в Плопонесс)
Полуостров Пелопоннес известен руинами античных сооружений (в Микенах, Патрах, Олимпии, Коринфе) и великолепными фресками (в Дафни). На острове Крит находятся крупный археологический музей (в Ираклионе) и дворец-лабиринт (в Кносе).
Острова Эгейского моря
Немало достопримечательностей на островах Эгейского моря: Родос знаменит памятниками микенской культуры, средневековья; Самос - место рождения великого Пифагора, строительства античного водопровода; на Лесбосе в VI веке до нашей эры жила поэтесса Сапфо, здесь сохранились развалины замка XIV века; Лемнос привлекает средневековым укрепленным замком, многочисленными местами археологических раскопок разных периодов.В Северной Греции историко-культурных памятников заметно меньше. Однако здесь, на границе Македонии и Фессалии, расположена одна из самых экзотических достопримечательностей Греции - Метеора Монастирия, а также так называемая монашеская республика на полуострове Афон. На полуострове Афон (восточная фаланга полуострова Халкидики) находится гора Афон - святыня христианского мира. Лесистые склоны, изрезанные террасами и ущельями, необычайно живописны. Здесь находится Афонская монашеская республика, управляемая "Священным светом", - по всей длине 50-километрового полуострова расположены уникальные монастыри - духовные центры христианства.
|