Туристу в Израиле несложно догадаться, что путешествует он не только по тропам страны, но и по страницам истории, высеченным на камнях крепостей крестоносцев, выстроенных у морских портов и служивших воротами в страну для мореплавателей, паломников и именитых путешественников. Страницы истории отпечатались и на просторах пустыни, по которой двигались племена кочевников, шли чужеземные армии, брели торговцы, ведущие караваны верблюдов, навьюченных тюками с товарами. Печать история на всем – могилах шейхов под белыми выцветшими куполами, каменных монастырях, древних синагогах, выложенных цветными мозаичными плитками.
Государство Израиль было создано в Стране Израиля, на земле, завещанной по еврейской традиции народу Израиля. Эта земля – место рождения Иисуса, христианского мессии, и здесь же мусульманский пророк Мухаммед вознесся на небо, прямиком в рай. Израиль – небольшое, густо заселенное место на стыке трех континентов и двух морей, место возникновения многих культур, мировых обычаев и традиций. На протяжении всей многовековой истории Земля Израиля служила домом для многих народов, различных религий и сменяющих друг друга культур. На этой земле пересекались древние торговые пути, дороги, по которым армии чужих империй шли на завоевание новых территорий. Войска ханаанцев, вавилонян, персов, греков, римлян, арабов, крестоносцев, армия Оттоманской империи и британские войска – подданные Ее Величества Королевы превратили эту желанную для многих землю в поле битвы, но при этом построили на ней множество фортификационных сооружений, крепостей и царских дворцов.
Земля Израиля в период между первым заселением и первыми завоеваниями: эпоха Микры
Первыми, кто заселил Землю Израиля, были ханаанские племена, и именно они проживали на большей ее части до II тысячелетия до нашей эры. Уже в тот период Земля Израиля стала местом встречи многих культур, которая привносилась сюда с юга – из Египта, древней Ассирии, Месопотамии и с севера – из Малой Азии. Во II тысячелетии до нашей эры на территорию Страны Израиля начали проникать различные племена, в том числе и филистимляне из района Эгейского моря, поселившиеся на южном побережье Израиля, и народ, называемый и тогда, и сейчас иврим – евреи, происхождение которых скрыто в Месопотамии, селившиеся в горных районах.
Племя иврим, которых принято называть Сыны Израиля, делилось на 12 колен. 12 колен Израилевых объединились на исходе II тысячелетия до нашей эры под правлением первого царя Израиля Шауля (Саула). Его преемник царь Давид расширил границы царства и объявил столицей Иерусалим, бывший до этого городом евусеев. Именно в Иерусалиме в годы царствования царя Шломо (Соломона) был построен Первый Храм, в котором поместили Ковчег Завета. После смерти царя Шломо царство раскололось на два: 10 северных колен Израилевых объединились в Израильское царство, два оставшихся основали Иудейское царство, местом расположения которого стали Иерусалимские горы. В 721 году до нашей эры Израильское царство было завоевано ассирийцами (ашурами), сыны Израилевы были изгнаны из страны и рассеялись, следы их затерялись в глубине веков, и с тех пор 10 колен Израилевых считаются потерянными. Иудейское царство было покорено в 586 году до нашей эры вавилонянами и их царем Навуходоносором, Храм разрушен, и сыны Иегуды угнаны в Вавилон.
Страна Израиля между империями: Вавилон, Персия и Византия
В 539 году до нашей эры Вавилон был захвачен Персией, и сынам Иегуды разрешили вернуться в Страну Израиля, ставшую в то время частью персидской империи.
Иерусалим был поднят из обломков, заново отстроен и вновь там был возведен Храм – Второй Храм. В 333 году до нашей эры Персидская империя и как ее часть – Страна Израиля были завоеваны Александром Македонским, но в 66 году до нашей эры владения греков перешли под власть Рима, будучи захваченными римлянином Помпеем Великим. На протяжении двух веков Страна Израиля находилась под властью римлян, хотя правили в ней еврейские цари. В тот период в стране отмечались неоднократные волнения, восстания и бунты. В 70-м году нашей эры Второй Храм был разрушен после крупнейшего антиримского восстания евреев, известного под названием Иудейская война. В 135 году евреи были вновь изгнаны из страны после еврейского восстания Бар-Кохбы, жестоко подавленного римлянами. Иерусалим был стерт с лица земли и на его руинах построен римский город Элия Капитолина.
Иисус, мессия христиан, основатель новой религии – христианства, родился в Стране Израиля в годы римского владычества, но прошло около 300 лет, прежде чем христианство было признано и стало легитимной религией на просторах римской и византийской империи. В тот же период – в IV век нашей эры – Страна Израиля стала постепенно превращаться в сознании масс в Святую Землю и, соответственно, – центр паломничества, что вызвало небывалый размах строительства. В Стране Израиля возводились многочисленные церкви и монастыри, где хранились камни и святыни из церкви Гроба Господня в Иерусалиме и церкви Рождества в Бейт-Лехеме (Вифлееме). Свидетельства этого впечатляющего размаха строительства можно заметить и сегодня в Увде, Капернауме (Кфар Нахум), Хамат Гадере и в Латруне.
Страна Израиля между Востоком и Западом: арабское завоевание и походы крестоносцев
В 640 году нашей эры Страна Израиля была захвачена армией халифа Омара. Арабское завоевание стало началом периода мусульманского владычества в Стране Израиля, периода, имевшего немаловажное значение для всего региона. Именно в это время распахнулись ворота между Востоком и Западом: различные товары, предметы религиозных культов и искусства стали материалом интенсивного торгового обмена между сынами Аравии и Европой. Тогда же начался процесс взаимовлияние культур и религий.
В мусульманской традиции Иерусалим рассматривался как святой для них город, так как именно в Иерусалиме вознесся на небо пророк Мухаммед. Таким образом, мусульмане превратили Иерусалим в третий по значимости город в исламе. Если в начале мусульманского владычества арабские власти разрешали въезд в Иерусалим христианам, то уже начиная с XI века въезд в Иерусалим для христиан был запрещен, и посему Папа Урбан II выступил с призывом к рыцарям Европы отправиться в крестовый поход для освобождения святынь христиан и святых мест из-под власти мусульман. Первый крестовый поход завершился завоеванием Иерусалима в 1099 году. Во времена пребывания крестоносцев в стране Израиль превратился в один из важнейших торговых центров тогдашнего мира: торговые пути, проходившие по Земле Израиля, связывали Индию и Китай, Мадагаскар и Африку с европейскими рынками. Города крестоносцев стали местом встречи негоциантов – мусульман и армян-христиан с торговцами из Европы, и подтверждения тому можно найти и сегодня в Акко, Кесарии, Иерусалиме, Латруне и в крепости Нимрод на севере страны.
Крестовые походы имели важные политические и экономические последствия. Они положили конец господству арабов и византийцев на Средиземном море. Походы способствовали ознакомлению феодальной Европы с культурой и техникой Востока, развитию военного искусства.
Но власть крестоносцев в Израиле продолжалась недолго: в 1187 году войска рыцарей-тамплиеров были разгромлены в битве у Карней Хитим войсками султана Египта и Сирии Салах ад-Дина, полководца, участника военных походов сирийцев на Египет, установившего там власть мамлюков. Крестоносцы были окончательно изгнаны из страны после ряда жестоких битв, последней из которых стала битва за Акко в 1291 году. С того часа, как мамлюки окончательно завоевали Землю Израиля, ее универсальная значимость, а также политический и экономический потенциал стали падать, и оттоманское нашествие в 1517 году также не подняло статус страны. Страна Израиля превратилась в отдаленное, не имеющее особого значения место на задворках Оттоманской империи, и, соответственно, уменьшилась торговая активность на ее территории и практически сошло на нет паломничество к святым местам представителей трех основных монотеистических религий мира.
Страна Израиля между новым и старым: британский мандат и создание Государства Израиль
Поворотным моментом в современной истории Страны Израиля стал Ближневосточный или Египетский поход Наполеона на Восток, решившего повторить грандиозную эпопею Александра Македонского.Наполеон высадился в Яффо в 1799 году, и именно его прибытие на Святую Землю заново открыло европейцам глаза на значимость, стратегическую и экономическую важность этого клочка суши. Географическое положение Израиля вызвало возрастание вмешательства стран Запада в происходящее в Стране. Между Европой и Израилем были проложены новые пути, налажены линии связи. Различные миссионерские общества открыли в Израиле свои представительства. Многочисленные паломники стали прибывать в Страну наряду с еврейскими эмигрантами. Все эти события увеличивали заинтересованность Запада в Стране Израиля, что привело к очередным военным действиям и завоеванию страны – на сей раз англичанами, и установлению здесь британского мандата в 1918 году, во время Первой мировой войны.
В 1948 году закончился период британского мандата, и было образовано суверенное Государство Израиля. В момент провозглашения государства отцы-основатели декларировали, что «Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собирания рассеянных; оно приложит старания к развитию страны на благо всех ее жителей; оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков; осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий».
Государство Израиля, возникшее на стыке континентов и морей, империй, народов и культур сегодня представляет собой причудливое и живописное смешение культур и традиций. Население Израиля состоит из представителей различных национальностей и религий, из людей верующих и атеистов, арабов-христиан и арабов-мусульман, друзов, бедуинов, черкесов, самаритян и евреев, прибывших в Страну из семидесяти стран рассеяния: из восточной и западной Европы, стран Магриба, Азии, Северной и Южной Америки. Жители Израиля населяют всю территорию страны, живут на просторах Негева и Аравы, в Галилеи и на прибрежной низменности, в сельскохозяйственных поселениях и кибуцах, в шумных городах и тихих деревнях. Жители страны заняты торговлей и промышленностью, сельским хозяйством и научными исследованиями. Это смешение культур, народов и религий породило богатые традиции, прекрасное искусство и новые обычаи, в которых сочетаются праздники и будни, древнее и настоящее, восток и запад.
|