Палермо
Нигде так, как на Сицилии, не пересекались судьбы стольких людей, встречавшихся, любивших или с трудом переносивших друг друга. Арабские слова, перемежающиеся французскими терминами, ясность эллинической архитектуры, соседствующая с барочными завитками и томными изгибами либерти – все это результат замысловатого прошлого, самым зрелым плодом которого является Палермо. Это прошлое для Палермо запечатлелось в стройных карфагенских колоннах, красных испанских куполах, садах и водоемах, в пышных дворцах знати и монументальных церквях, в лицах святых и вице-королей.
Палермо был основан финикийцами на берегу моря почти три тысячи лет назад. По всей вероятности, в те времена город носил имя Зиз, что означало «цветок». К сожалению, от этого древнего города нам практически ничего не осталось, за исключением первого урбанистического элемента, созданного на века. Речь идет о длинной улице, которая ведет от моря на невысокий холм, где сегодня, как и в древние времена, возвышается дворец правительства. Здесь располагался плацдарм карфагенян, а затем, после победы над ними древних римлян, город был занят последними. От древнеримской эпохи также почти не осталось следа, хотя в те времена Палермо превратился в процветающий «муниципиум».
В 831 году после почти годовой осады, Палермо овладели арабы. Это послужило началом новой эпохи в жизни города, который в течение немногих лет превратился в великолепную столицу. Его блеск сравнивали с красотой Кордовы и Каира. Дворцы и мечети утопали в прекрасных садах «западной Мелины», на горизонте которой выделялись силуэты многочисленных стройных минаретов. Город, получивший название Баларм, был столицей сицилийского эмирата и, как предполагают, насчитывал 300 тысяч жителей.
В 1061 году норманнское войско под предводительством Рожера и Роберта Гвискара предприняло попытку завоевать Сицилию. Через одиннадцать лет норманны были в Палермо. Прибытие новых правителей не привело к упадку исламского города, а скорее наоборот, поспособствовало еще большему расцвету. Норманны, с одной стороны, разрушали мечети, а с другой – прибегали к услугам арабских архитекторов для строительства своих дворцов.
Во время правления Рожера II Палермо, столица нового норманнского королевства, приобрел необычайное величие. Он стал центром торговли между западом и востоком, куда со всех концов света стремились торговцы, авантюристы и знать, привлеченные роскошью этого богатого города. В ту эпоху были возведены дворцы и церкви в мавританско-норманнском стиле, которые сегодня являются известными достопримечательностями Палермо.
Величие города не померкло и при Фридрихе II Свевском, превратившем свой двор в один из важнейших центров культурной жизни эпохи.
Никогда в последующие века городу не суждено было достичь подобного великолепия, хотя в период испанского господства он обогатился прекрасными барочными памятниками.
В Палермо вновь засиял отблеск былого величия в начале XX столетия, когда для города настала «belle epoque» благодаря появлению здесь молодых семей предпринимателей, принесших с собой дыхание современности, подняв не только экономический, но культурный и художественный уровень палермской жизни.
С 1946 года Палермо является административным центром автономной области Сицилия. Это современный и активный город, побратимом которого является Ярославль, насчитывает около 730 тысяч жителей.
Палермо, переживший множество исторических эпох, богат самыми разнообразными историческими памятниками. От периода, предшествующему норманнскому завоеванию, сохранилось очень мало памятников, и столь же немногочисленны находки, обнаруженные в процессе археологических раскопок, проводившихся в течение последних лет. Лишь руины городских стен напоминают нам о карфагенском городе. Свидетельством древнеримской эпохи являются развалины виллы патриция, находящиеся внутри Виллы Бонанно. Раскопки, проводившиеся в зоне под названием «Замок Сан Пьетро», позволили обнаружить ряд захоронений и остатки поселения городского типа, однако исследования этих находок еще не завершены. Наиболее красноречивым свидетельством арабского господства, сохранившимся практически в неизменном виде на протяжении веков, является язык. Сицилийский диалект подвергся сильному арабскому влиянию, и, кроме того, существует большое количество топонимов чисто исламского происхождения (в Палермо – Кассаро, Кальса, Кемониа и т.п.). Рынки Палермо, в свою очередь, также несут на себе очевидный арабский отпечаток. Наконец, почти все памятники норманнской эпохи были сооружены арабскими зодчими.
Одним из самых красивых памятников Палермо является Норманнский дворец. В древности на месте дворца сначала финикийцы, а затем римляне строили на этом холме укрепленные бастионы, который доминировали над всей городской территорией. К сожалению, от этих первоначальных сооружений ничего не сохранилось. Арабы, в свою очередь, построив здесь замок, вскоре оставили его, поскольку эмир предпочел переместиться со всей своей свитой и войском в морской район Аль-Халисах. Таким образом, именно норманнам мы обязаны реставрацией здания и его превращением в роскошную королевскую резиденцию. Главным помещением здания являлся просторнейший «зеленый» зал, где король устраивал ассамблеи и банкеты. Жилые апартаменты, служебные помещения и комнаты слуг располагались в нескольких крыльях, которые соединялись между собой террасами, крытыми галереями и садами, богатыми зеленью и фонтанами. Стиль сооружения обнаруживал арабское влияние в соответствии со вкусом правителей, которые здесь, как и в других местах, прибегали к услугам исламских архитекторов. Учитывая архитектурное строение дворца, а также его внутреннее убранство, можно смело утверждать, что он является прекрасным примером мавританского дворцового искусства.
После смерти Фридриха II в 1250 году дворец начал приходить в запустение, что продолжалось в течение приблизительно трех столетий, до тех пор, пока испанские вице-короли не избрали его своей резиденцией. Они спасли дворец от окончательного упадка, перестроив, однако, его по своему вкусу. Вследствие этого лишь немногие помещения сохранили свой первоначальный облик. Среди них, впрочем, есть настоящие жемчужины: зал Рожера и Палатинская капелла. Зал Рожера, откуда открывается прекрасный вид на Палермский залив, изначально являлся спальней монарха. Стены его украшены изящными мозаиками, изображающими сцены охоты со стилизованными фигурами людей и животных. Это редкий пример светского мозаичного искусства той эпохи, истоки которого следует искать в Персии и Северной Африке.
Палатинская капелла является тем местом, ради одного осмотра которой уже стоит посетить Палермо. Строительство капеллы было начато еще в 1130 году, когда Рожер II взошел на престол как первый король Сицилии. Через 13 лет капелла была завершена и освящена, о чем свидетельствует надпись на ее куполе, относящаяся к 1143 году. В этой церкви, названной Мопассаном «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум», визуально слияние всех тех начал, из синтеза которых родилась Сицилия: европейского, сицилийского, византийского и арабского. Капелла имеет форму западной базилики с тремя нефами, которые разделены гранитными колоннами с позолоченными коринфскими капителями. Также в западном стиле, но с определенным южным отпечатком, выполнены декорированные полы и инкрустации ступеней, перил и нижней части стен и, наконец, гигантского амвона, украшенного золотом, малахитом и порфиром. Тоже самое можно сказать и о пасхальном канделябре, настоящем мраморном бестиарии, подаренным архиепископом палермским Уго по случаю коронации Вильгельма, сына Рожера II. Мозаики, равных которым не найти ни в одной из церквей Константинополя, являются прекраснейшим плодом византийского искусства. Следует обратить особое внимание на самые древние мозаики купола – изображение Христа Пантократора, окружающих его ангелов и евангелистов, погруженных в свои ученые занятия. В арабских традициях выполнен деревянный потолок в виде «muqarnas» (сталактитов), представляющий собой довольно неожиданное для христианской церкви перекрытие. Подобный потолок является классическим для самых больших и нарядных мечетей, но отнюдь не для церкви. Сталактиты покрыты замысловатыми украшениями, и, что представляется уникальным явлением для исламского искусства, данные украшения включают в себя изображения человеческих фигур. Очевидно, атмосфера терпимости, характеризовавшая Палермо норманнской эпохи, побудила арабских мастеров осмелиться на создание изображений подобного типа. Сегодня мы с помощью бинокля в состоянии рассмотреть реалистические сцены повседневной жизни знати и служанок, занятых домашними хлопотами.
В Палермо стоит обязательно посмотреть и Кафедральный собор (Успения Богоматери). Норманны, взяв власть в свои руки, сразу же позаботились о том, чтобы заменить мусульманскую мечеть христианской церковью. В 1184 году архиепископ Палермо Гвалтьеро Оффамилио приказал снести здание и построить на его месте новый величественный собор, который стал бы символом религиозной власти в городе. Уже через год собор был освящен, а в последующие столетия неоднократно изменял свой облик из-за многочисленных пристроек. Этот грандиозный ансамбль представляет собой живописное смешение различных стилей. Фасад, заключенный между высокими башнями с двойными окнами и колоннами, соединен с находящейся напротив колокольней двумя стрельчатыми арками. На фасаде – большой портал XIV века с бронзовыми дверями. Длинная правая часть украшена живописным портиком в стиле каталанской готики XV века, под которым находится пышно убранный портал того же периода. В заключении стоит отметить особое очарование и красоту абсидной части – единственной, сохранившей свой облик XII века. Просторный и белоснежный интерьер кажется немного холодным в сравнении с внешним видом памятника. Вдоль стен установлены гигантские мраморные статуи, изображающие святых. В первой и второй капелле правого нефа находятся королевские и императорские гробницы. Здесь в величественных порфирных саркофагах среди прочих похоронены Рожер II, Генрих VI Свевский, Констанция д'Альтавилла и Фридрих II Свевский. Таким образом, в семейном склепе соседствует прах основателя норманнского королевства Сицилии, его разрушитель, нечаянная причина его конца и тот, кто последний воспользовался его плодами. Среди многочисленных капелл можно выделить капеллу Святой Розалии, где в серебряной урне 1631 года хранится прах покровительницы Палермо. Также заслуживает внимания сокровищница, содержащая драгоценности и вышивки, найденные в королевских и императорских гробницах, церковное облачение и различные кубки.
В Палермо находится и несколько примечательных церквей.
Одной из самых интересных является церковь Сан Джованни дельи Эремити. Она была построена в 1142 году по приказу Рожера II, и в период расцвета норманнской эпохи примыкающий к ней монастырь считался самым богатым на Сицилии. Сегодня эта маленькая церковь не действует, однако внешний вид здания по-прежнему впечатляет. Главной отличительной особенностью церкви являются пять красных куполов, характерных для построек мавританско-норманнского стиля, а также прекрасный сад – церковь буквально утопает в зелени и цветах. Пышная растительность покрывает стены и белые колонны маленького внутреннего дворика, одурманивая посетителя своим ароматом. Церковь Сан Джованни дельи Эремити является одним из наиболее характерных памятников Палермо и часто используется в качестве символа города.
Адмиральская церковь Святой Марии или Марторана была построена в 1143 году на щедрые пожертвования адмирала Георгия Антиохийского. Арабский путешественник Ибн Юбаир, посетивший церковь в 1184 году, назвал ее «самым прекрасным творением, которое только есть на земле». К сожалению, многочисленные перестройки полностью изменили первоначальный вид церкви, но, несмотря на это, здание остается одним из красивейших сооружений Палермо и всей Сицилии. В 1436 году церковь была передана монахиням соседнего монастыря «Марторана», откуда и произошло второе ее название. В 1588 году были произведены работы по расширению церкви ввиду того, что здание должно было вмещать все возрастающее число монахинь. С целью удлинить сооружение, его первоначальный фасад был снесен и заменен на барочный, а атриум и паперть были включены в новую постройку. В 1638 году появилась просторная капелла, расписанная фресками. Неизменными остались лишь прекрасные пропорции романской колокольни, находившейся у входа первоначальной церкви. К сожалению, землетрясение разрушило ранее венчавший ее купол. Войдя в церковь, еще можно увидеть изначальный план церкви в форме греческого креста, который так поразил Ибн Юбаира. Мозаики Мартораны, как и прекрасные работы Палатинской капеллы, были выполнены группой художников, специально приглашенных в Палермо из Константинополя и работавших здесь с 1140 по 1155 годы. Данные мозаики, однако, в отличие от двух других работ, лишены поздних добавлений. У входа, в северной части нефа, находится прекрасно сохранившаяся мозаика, на которой изображен Георгий Антиохийский в ногах у Богоматери, а с противоположной стороны можно увидеть мозаику с изображением Рожера II, символически коронованного Христом.
Построенная в XIII веке, церковь Святого Франциска Ассизского, в последующие столетия была многократно расширена и перестроена. После Второй Мировой войны была проведена полная реставрация здания, которая позволила вернуть церкви ее первозданный вид.
На ее суровом и высоком фасаде расположен великолепный готический портал, увенчанный большим резным окном в форме розы. Просторный интерьер, выполненный в позднероманском стиле, состоит из трех нефов с изящными готическими арками. Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, созданные известными художниками и скульпторами, среди которых – семья Гаджини, Пьетро Новелли, Франческо Лаурана, Джакомо Серпотта. Неподалеку от церкви Святого Франциска Ассизского в 1569 году была построена часовня Святого Лоренцо. В период между 1699 и 1706 годами она была украшена Джакомо Серпоттой, который достиг вершин совершенства формы, создав здесь свой шедевр. Бесконечный поток мраморных инкрустаций украшает рельефы со сценами из жизни Святого Лоренцо и Святого Франциска.
Стоит также посетить церковь Иисуса, которая находится на возвышенности, где по преданию некогда искали прибежища святые отшельники и где расположены раннехристианские катакомбы. Первой постройкой на холме был монастырь Василианского ордена, возведенный в IX веке.
С того момента многочисленные здания сменяли друг друга на этом месте. Среди них – пять церквей, которые стали частью первой иезуитской церкви, построенной здесь в 1564 году. Последняя, в свою очередь, была включена в другую церковь, строительство которой продолжалось в период между 1591 и 1633 годами. Бомбардировки 1943 года привели к разрушению большей части ценного памятника, однако, реставрационные работы позволили восстановить почти все лепные украшения и росписи, вернув церкви первоначальный вид. В интерьере сочетаются строгость позднего Ренессанса и новая концепция пространственности, свойственная барокко. Все поверхности покрывают самые разнообразные декоративные элементы: цветы, фрукты, листья и животные.
В Палермо находится 295 церквей и капелл, в том числе 70 бывших монастырей, и многие из них стоит непременно увидеть.
Еще одним архитектурным памятником Палермо является маленькая часовня Святого Доминика, построенная в 1578 году на средства «Общества четок», образованного за десять лет до этого и объединившего наиболее зажиточных торговцев и художников города. Джакомо Серпотта полностью декорировал ее в течение второго десятилетия XVIII века, оставив нам произведение необычайной красоты. По стенам установлены белоснежные скульптуры, представляющие собой женские фигуры. Между статуями расположены картины с изображением таинств, в то время как свод расписан художником Новелли. Алтарь украшен ценным полотном Ван Дейка, на котором представлена «Мадонна с четками».
В Палермо находится и несколько красивейших дворцов и парковых ансамблей. Среди них стоит выделить дворец Дзиса, строительство которого было начато в последние годы жизни короля Вильгельма I и завершено его сыном Вильгельмом II. Название дворца происходит от арабского слова «Аль-Азиз», что можно перевести как «великолепный». По свидетельству Ромкальда Салернского король приказал соорудить дворец
в парке Дженоардо и «окружил его прекрасными фруктовыми деревьями и великолепными садами, которые он украсил водными потоками и водоемами, полными рыб». В последующие столетия Дзиса подвергалась не всегда удачным перестройкам и реставрационным работам, и лишь недавно вновь стала доступна для публики. Замок был превращен в «Музей Ислама» и хранит интересные экспонаты, касающиеся арабского мира Сицилии. Кроме того, в процессе реставрационных работ была сделана попытка сохранить оригинальную структуру здания, поэтому его посещение позволяет ознакомиться с архитектурой арабских дворцов средневековья. Особый интерес представляет система вентиляции и охлаждения помещений, а также «зал с фонтаном», украшенный мозаиками.
Дворец Кьярамонте – самый ценный из сохранившихся памятников, свидетельствующих о могуществе семьи Кьярамонте, которая, начиная с XIV века, играла важную роль в политической и экономической жизни Сицилии. Родоначальником этой семьи явился Манфреди I, который, желая продемонстрировать свою власть, начал строительство большого и величественного дворца «Hosterium», заложив его первый камень в 1307 году. Строительство было продолжено его сыном Манфреди II и внуком Манфреди III. С упадком семейства Кьярамонте здание было отдано королю Мартину и впоследствии превращено в здание суда. В настоящее время здесь находится ректорат Палермского университета.
Еще одним прекрасным архитектурным шедевром Палермо можно считать Китайский дворец, построенный в конце XVIII – начале XIX века архитектором В. Марвулья. Он расположен в верхней части огромной парка, лежащего на склонах горы Пеллегрино и предназначенного для прогулок и спортивных мероприятий. При его создании были использованы неоклассические каноны с чертами восточной экзотики, модными в ту пору. Залы дворца декорированы в различных стилях и обставлены мебелью старой эпохи, здесь можно увидеть коллекцию китайских и английских шелков.
В Палермо есть целый ряд элегантных площадей, которые обязательно стоит посетить. Одной из самых красивых площадей, бесспорно, считается площадь Претория и во многом ее красота связана с Преторским фонтаном. Фонтан, созданный архитектором-маньеристом Франческо Камиллиани, изначально предназначался для флорентийской виллы Дона Пьетро ди Толедо. Однако сын заказчика предпочел продать его муниципалитету Палермо, который заплатил за него огромную сумму. В 1574 году фонтан бы перевезен в столицу, разобранный на 664 части, и для его монтажа был вызван сын автора Камиллио Камиллиани. Вся площадь, на которой расположены многочисленные элегантные дворцы, в том числе здание муниципалитета «Палаццо делле Аквиле», была перестроена в соответствии со стилем фонтана, являющегося с тех пор гордостью города. Круглый в плане, фонтан представляет собой находящиеся друг на друге емкости, украшенные аллегориями, божествами и головами зверей. Красивая игра водных струй придает ансамблю дополнительную прелесть.
По-своему уникальна и не похожа ни на что другое и площадь Виглиена, которую часто называют Четырьмя Углами города или «театром солнца», потому что она освещена солнечными лучами от зари и до заката. Проект реконструкции площади был создан в 1608 году, и тогда же начались строительные работы. После упорядочения архитектурных элементов стены были украшены на трех уровнях: внизу поместили четыре фонтана, увенчанные скульптурами, символизирующими времена года, выше были установлены статуи испанских монархов Карла V, Филиппа II, III и IV, и наконец, сверху, статуи четырех святых – покровительниц города: Св. Кристины, Св. Оливы, Св. Нимфы и Св. Агаты. Площадь долгое время оставалась центром города, элегантным местом для прогулок и обмена новостями и сплетнями, а также выполняла торговые функции. Она также явилась символом испанской реформы урбанистики, смысл которой состоял в придании блеска двум главным артериям города: улице Макуеда и Кассаро (сегодня – проспект Виктора Эммануила), в месте пересечения которых и находилась Виглиена.
Один из самых больших и великолепных театров Европы – театр Массимо – также находится в Палермо. Его проект был создан Г.Б. Базиле, под руководством которого были начаты строительные работы в 1875 году. Театр расположен на площади Дж. Верди, возникшей в результате сноса большого количества зданий в стиле барокко, многие из которых обладали значительной художественной ценностью. Здание театра, архитектура которого отличается благородством линий, свойственным неоклассицизму, занимает площадь 7730 м2. Его стиль, исполненный равновесия и достоинства, был призван удовлетворить эстетические вкусы буржуазии прошлого века.
Современный Палермо отличает практически полное отсутствие промышленных предприятий. Только при въезде в город можно увидеть небольшую индустриальную зону, так называемый индустриальный агломерат. Главная улица, протяженностью 7 км, несколько раз меняет свое название, но в центральной части города носит имя Viale Della Liberta – улица Свободы. Основные достопримечательности города сосредоточены на другой центральной улице – Vittorio Emanuele, которая пересекает почти весь город. Западная часть города – новая и интересная: здесь построены современные дома с просторными квартирами; этот район один из самых дорогих в Палермо. Примечательно то, что центр города, в отличие от других городов Европы, по стоимости жилья дешевле окраины. Причина кроется в следующем: центр Палермо очень сильно пострадал во время Второй Мировой войны – «союзники» высадились на Сицилии в июле 1943 года. А после окончания войны, вместо того, чтобы привести в порядок исторический центр, его фактически забросили. И поскольку нужно было строить большое количество нового жилья, то это сделали на окраине города. В результате туда сместилась торговля, стала дорожать земля и жилье, а исторический центр оказался заброшен. Но немного позже его все-таки начали восстанавливать, и делают это до сих пор, ведь исторический центр Палермо поистине огромный – второй по величине после Генуи.
Монреале
Этот живописный городок, лежащий от побережья дальше, чем Палермо, раскинулся на нижних склонах холмов, поднимающихся к цепи известняковых гор, окружающих Конка д'Оро. Монреале необыкновенно привлекателен в первую очередь благодаря своему выгодному географическому положению, восхитительным панорамным видам и красоте произведений искусства. Город вырос в норманнскую эпоху вокруг бенедиктинского монастыря и стал излюбленной резиденцией норманнских королей, которые часто приезжали сюда охотиться.
Сегодня Монреале знаменит благодаря своим главным туристским достопримечательностям – собору и монастырю, а также многочисленным живописным окрестностям и средневековому облику городских улочек. Собор, считающийся одним из наиболее показательных проявлений норманнского искусства на Сицилии, был построен при покровительстве Вильгельма II в очень короткие сроки: между 1174 и 1176 годами. Главными отличительными чертами собора являются его необычайно ценные мозаики, покрывающие внутренние стены и создающие атмосферу праздничности, а также его необыкновенные архитектурные формы, в которых просматривается влияние искусства Востока. Художественный уровень мозаичных произведений, как с точки зрения рисунка, так и исполнения, необычайно высок. Мозаики были выполнены византийскими мастерами и отличаются типично греческой иконографией. Тем не менее, раскованность фигур, мягкие драпировки их одежд, ритм движений – все это, в сравнении с Палатинской капеллой и Мартораной, свидетельствует об очевидной эволюции стиля, которая произошла под влиянием итальянского искусства.
Фасад собора украшен декоративным орнаментом слепых арок, которые в настоящее время частично скрыт портиком, пристроенным в XVIII веке. Под последним имеются большие бронзовые двери, изготовленные в 1186 году Бонанно Пизано. Прекрасны три больших абсиды, где в нетронутом виде сохранились украшения из известняка и вулканического камня. Интерьер здания сохраняет подлинный облик XII века, за исключением деревянного потолка, переделанного после пожара 1811 года.
Прилегающее к собору Бенедиктинское аббатство было построено одновременно с ним.
Наиболее интересной частью монастыря является его восхитительный клуатр (внутренний двор). Он представляет собой квадрат 47x47 метров, планиметрия которого, безусловно, характерна для христианских сооружений. Однако его общий стиль вызывает в памяти дух и атмосферу арабских внутренних дворов. Арки, ограничивающие пышный сад, поддерживаются 228 парными колоннами, капители которых декорированы различными мотивами и фигурами животных. Особый интерес представляет 19-ый капитель с западной стороны, где изображен Вильгельм II, приносящий собор в дар Богоматери. В южной оконечности дворика, за невысокой прямоугольной оградой расположен прекрасный маленький фонтан, кристальная вода которого струится из инкрустированной колонны.
Также в Монреале стоит посмотреть и еще несколько примечательных церквей. Церковь дель Монте, выполненную в стиле барокко, отличает великолепный интерьер, декорированный из стукка, работы П. Серпотты. Соборная церковь первоначально была построена в XVII веке; в ней представлены живописные полотна и деревянные скульптуры. Небольшая церковь Сан Антонио отличается изящным фасадом XVIII века в стиле барокко.
Багерия
Этот небольшой сельскохозяйственный городок расположен на южных склонах горы Катальфано, выступающей в море и образующей восточную границу Палермского залива. Город, лежащий в гуще цитрусовых плантаций, приобрел наибольшее значение в XVII веке, когда из-за благоприятных климатических условий палермская знать избрала его для строительства своих загородных вилл. Город, осененный покровительством дома Бранчифорти ди Бутера, получил наибольшее развитие в конце XVII и начале XVIII века, когда здесь началось строительство роскошных особняков.
Вилла Гравина ди Вальгуарнера была построена в 1721 году по проекту Томмазо Мария Наполи. Это самая богатая и наилучшим образом сохранившаяся вилла в городе, окруженная замечательным парком. Кроме того, в здании был наиболее точно воплощен «классический» проект XVI века, предполагавший наличие двух низких корпусов, тянувшихся в виде кулис перед главным зданием. Подобный тип архитектурного решения имел большой успех в XVIII веке и широко применялся при строительстве вилл. Перед домом открывается большое пространство, состоящее из двух полукружий, в то время как на господский этаж ведет большая двойная лестница. В аттике сменяют друг друга статуи, созданные Игнатием Марабитти, а богатое убранство интерьера выполнено Элией Интергульельми.
Вилла Палагония была спроектирована тем же архитектором, что и Вилла Вальгуарнера и имеет с последней ряд общих черт. Тем не менее, ее оригинальность и слава обязаны совсем другому обстоятельству. Они связаны не столько со зданием, сколько с невероятными статуями, созданными по заказу одного из внуков основателя. Об этих статуях со смешанным чувством ужаса и удивления рассказывают путешественники XVIII века, от Гете до Брайдона, от Свинберна до Хоуела. Последний сделал серию точных рисунков, позволяющих нам представить, какой была вилла этого экстравагантного господина. Фердинанд Гравина во власти странной фантазии, которую многие современники восприняли как настоящее безумие, заказал нескольким ремесленникам 600 статуй монстров. Судя по результатам, авторы соперничали друг с другом в стремлении создать самую страшную, уродливую или просто удивительную фигуру.
Сегодня от этого уникального парада осталось лишь 62 экземпляра, гротескное сборище которых, словно охраняя виллу, установлено у окружающей ее ограды.
Также в Багерии стоит посмотреть Виллу Бонанни ди Каттолика, которая относится к первой половине XVIII века. Сейчас в ней размещается Галерея современного искусства, включающая работы Гуттузо – уроженца этого города, и других современных художников. Еще один красивый особняк – Вилла Бранчифорти ди Бутера – одна из самых роскошных и аристократических в Багерии. Она была построена во второй половине XVII века.
Монделло
Идиллически безмятежный Монделло – населенный пункт и морской курорт. Он расположен в живописном месте, напротив бухты между Пунта Вальдези и центром рыболовства. Прямые дороги связывают поселок с Палермо через красивый парк Ла Фаворита и тянутся вдоль побережья у подножия горы Пеллегрино. В старой части поселка, где можно увидеть разноцветные рыбацкие лодки, стоят две сторожевые башни, возведенные в XV веке как часть береговых оборонительных сооружений. К востоку от Вальдези, если ехать вдоль побережья, на склонах горы Пеллегрино находятся пещеры Аддаура (Гротте дель Аддаура), где были обнаружены находки, подтверждающие факт пребывания людей в этих местах в доисторические времена. Эти предметы можно увидеть в Археологическом музее Палермо.
Солюнто
Солюнто – обширная археологическая зона, живописно раскинувшаяся на ступенчатых склонах горы Катальфано. Первыми поселенцами здесь были, возможно, финикийцы. Позднее пуническая крепость вместе с близлежащими городами Палермо и Моци была захвачена сиракузцами (IV век до н.э.), а затем римлянами (III век до н.э.). Вскоре город пришел в упадок и был окончательно заброшен во II веке до н.э. Последние археологические исследования опровергают гипотезу, согласно которой наиболее древним центром был, в действительности, соседний район под названием Пицца Канита. В результате раскопок удалось обнаружить остатки древнего поселения городского типа, схожие с теми, что были ранее найдены в других частях острова.
В Антиквариуме хранятся археологические находки. Среди многочисленных жилых домов, вскрытых, обнаруженных в ходе раскопок, стоит особо выделить Дом Леды, обнаруженный в 60-х годах XX века. Он назван по сюжету одной из сохранившихся внутри росписей. Непременно стоит увидеть остатки небольшого Театра и Булевтерия, где проходили заседания Сената. Существует предположение, что когда-то наиболее возвышенной частью города был Акрополь.
Чефалу
Курортный городок Чефалу, расположенный в 75 км к востоку от Палермо, находится на берегу Тирренского моря. Его население едва достигает 14 тысяч жителей, однако, благодаря выгодному стратегическому положению, а также по причине плодородия местной почвы, люди селились в этой зоне уже в первобытную эпоху. Об этом свидетельствуют предметы, обнаруженные в пещерах на восточном склоне скалы, около которой и расположен Чефалу. Однако подлинно городская история этого места начинается в V веке до н.э. Именно к данной эпохе относятся остатки городских стен, окружавших Чефалу у подножия скалы. Важность положения последней и дала название поселению, прозванному «Cephaloedium», что значило «голова», с намеком на форму утеса.
Позднее, в XII веке, Рожер II основал здесь новый город, облик которого в основных чертах сохранился и сейчас. Факт основания нового города был подчеркнут, прежде всего, строительством собора, явившегося символом и синтезом власти Рожера, который соединил в своих руках политическую и религиозную власть в городе. Начиная со второй половины XIII века бесспорным правителем города стал род Ветимилья. Их резиденцией являлся «Osterio Magno», укрепленный дворец норманнской эпохи, который еще и сегодня можно видеть на главной улице. Перейдя под власть государства во второй половине XV века, Чефалу пережил период спокойствия и расцвета. Затем, после эпохи относительного упадка в XIX веке, в последние десятилетия городок получил новый импульс благодаря развитию туристической индустрии.
В Чефалу стоит обязательно увидеть Кафедральный собор (Преображение Господне), построенный в 1130 году по приказу Рожера II и являющийся прекрасным примером южно-европейского романского стиля. Существует красивая легенда о том, что король дал обет воздвигнуть его, если выйдет живым и невредимым из ужасной бури, настигшей его корабль на пути в Палермо. Разъяренная стихия выбросила Рожера на пляж в Чефалу, где король заложил первый камень будущего величественного собора. Его облик в большой степени определяют две угловые башни, пристроенные в 1240 году, массивность которых смягчают простые и двойные стрельчатые окна. Фасад украшен двумя рядами слепых арок, пересекающих его от края до края. В 1472 году к собору был добавлен просторный портик из тройных арок. Интерьер состоит из трех нефов, разделенных двумя рядами мраморных колонн, на которых опирается семь аркад. Потолок центрального нефа выполнен из окрашенного дерева и является типичным образцом арабского искусства Сицилии. Абсида, крестовый свод и примыкающие к нему стены украшены позолоченными мозаиками. Среди них выделяется «Христос Пантократор» – великолепный пример подлинного византийского стиля и исполнения, который является наиболее тонким изображением Христа в христианском искусстве. Внизу представлены Богоматерь, ангелы, апостолы, размещенные в соответствии с критериями церковной иерархии.
Устика
Результаты археологических раскопок на этом острове, расположенном в 57 км от Палермо, говорят о том, что его первыми поселенцами были финикийцы или карфагеняне. Монеты, мозаика и различные предметы домашнего обихода свидетельствуют также о присутствии здесь римлян, которые дали острову название Устом, что означало «обгорелый». В VIII веке городок попал под господство арабов, которое продлилось вплоть до XVIII века, прервавшись лишь ненадолго с приходом норманнов. Именно в норманнскую эпоху и были построены монастырь бенедиктинцев и церковь Святой Марии.
Только в 1763 году после многочисленных попыток испанцам удалось завоевать и вновь заселить остров, укрепленный впоследствии Бурбонами. Новое население прибыло сюда с Липарских островов, и поэтому жители до сих пор хранят традиции и диалект своих родных островов.
Устика привлекает своими великолепными морскими глубинами, находящимися уже несколько лет под защитой Института морских заповедников. Прибыв на остров, советуем вам непременно искупаться в бухте Кала Санта Мария, где черный песок вулканического происхождения придает воде изумительный темно-бирюзовый цвет. Здесь можно посетить много интересных мест: подняться в крепость на вершине Капо Фальконара (157 метров) и полюбоваться потрясающей панорамой всего острова, моря и сицилийских берегов. На Устике находится множество пещер и гротов, среди которых стоит отметить Гротта Адзура, Гротта делла Пастицца и Гротта ди Блази.
|