История Мальдивских островов
В 1982 г., основываясь на записках британского комиссара на Цейлоне Х. Белла (1879) и американского антрополога К. Мэлони ("Население Мальдивских островов", 1980), Тур Хейердал приступил к исследованию истории Мальдив.
К тому времени уже было известно, что мальдивская культура появилась значительно раньше V в. до н.э., времени, когда на островах появились буддисты.
Раскопки, предпринятые Хейердалом на атоллах Хуваду и Адду, позволили сделать вывод, что на островах существовала более древняя цивилизация, вероятно арийского происхождения, родившаяся в долине реки Инд приблизительно за 2000 лет до н.э. Хейердал дает новую интерпретацию "хавиттам", обнаруженным в XIX в. Х. Беллом. Он полагает, что эти курганы, сложенные из коралловых блоков, являлись культовыми святынями народа, поклонявшегося Солнцу. Камни, окруженные концентрическими линиями, а также такие необычные для Мальдив мотивы, как цветы подсолнечника и лотоса, указывают на то, что их авторами были представители самых древних цивилизаций.
Заинтригованный Хейердал узнал у местных старожилов, что на Мальдивах существует легенда о белокожих людях высокого роста с голубыми глазами, орлиными носами, удлиненными лицами и темными волосами. Эти люди назывались рединами. Их верования основывались на культе Солнца и сопровождались обрядами, главными действующими лицами которых были злые духи-джинны.
Найденные при раскопках фрагменты керамики позволили датировать поселения рединов примерно 2000 г. до н.э.
На острове Ниланду, который находится на одинаковом расстоянии как от самого северного, так и от самого южного из Мальдивских островов, обнаружены следы еще одного племени, которое, вероятно, последовало за рединами. Этот народ назывался холинами. Их религиозные святилища были окружены скульптурами, напоминающими грибы-поганки. Когда мальдивцев спросили о происхождении этих людей, они вполне логично ответили, что холины пришли из земли холинов. Нам придется удовлетвориться этим ответом, так как нет ни одного научного исследования на эту тему.
Гиравару
В западной части атолла Мале живет небольшая община гиравару (около 200 человек).
Раньше они размещались на острове Гиравару, что к западу от Мале, а затем, когда на их родном острове начали строить международный аэропорт, переселились на Мале. Они претендуют на звание старейших жителей Мальдив, и их претензии, похоже, весьма обоснованы. Гиравару являются потомками тамилов, выходцев из южных районов Индии, хотя некоторые специалисты утверждают, что они близки австралийским аборигенам. Несмотря на заселение острова буддистами, а затем и принятие ислама, гиравару сохранили свои древние традиции и всегда считались в некотором роде изгоями.
Похоже, что дни этого племени сочтены. Ассимиляция гиравару идет быстрыми темпами. Живя в другой среде, они постепенно утрачивают свои обычаи. Правда, женщины до сих пор завязывают волосы с правой стороны, в то время как все остальные мальдивки — с левой, и украшают свою одежду необычной серебряной вышивкой. Гиравару говорят с особым акцентом. Он отличается от произношения жителей атолла Мале, но довольно похож на акцент обитателей атолла Адду.
Буддисты и Индуисты
Вторая волна заселения Мальдивских островов приходится на 500 г. до н.э. В эту эпоху с территории современной Шри-Ланки на острова прибыли буддисты. Они обосновались преимущественно на южных островах, где и построили свои святилища в честь Будды, похожие на дагобы (буддистские святыни в форме купола), на месте древних хавитов культуры рединов.
Первые путешественники
Хотя исследования Тура Хейердала с полной достоверностью и не доказали происхождение племен рединов и холинов, они тем не менее подтвердили правильность другой гипотезы: еще в доисторические времена мореплаватели не ограничивались каботажем вблизи родных берегов, а предпринимали рискованные путешествия по просторам океанов. На Мальдивы прибывали корабли из Персии, Месопотамии, Египта, Римской империи, Китая, Индии — острова лежали на пути их морских странствий.
В своем дневнике путешествий мусульманский мореплаватель Ламмас Мас-Води упоминает о своем посещении Мальдивов в 947 г. до н.э. Он не говорит о том, когда и как местное население появилось на островах, но подчеркивает, что люди здесь живут в мире и ими управляет женщина. Жители островов — хорошие ремесленники. Они умело торгуют своими изделиями и ловко выменивают у иноземцев продукты на красивые раковины.
В 150 г. в своем научном трактате "География" Греческий астроном и географ Клавдий Птолемей, считавшийся непревзойденным ученым авторитетом вплоть до эпохи Ренессанса, описывает местоположение Мальдивских островов. В 362 г. Аммианус Марцеллинус отмечает, что император Юлиан Отступник принял послов абдиви и серендиви. Серендиви были посланниками Серена (Цейлона, Шри-Ланка), абдиви — представителями мальдивского населения.
Китайцы имели самые тесные торговые связи с мальдивцами. Официальные историки Китая пишут о первом появлении китайцев на архипелаге в 412 г. В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) такие связи стали регулярными. Особо ценили китайцы корабельные снасти, сделанные на Мальдивах. Арабские мореплаватели, постоянно путешествующие между Африкой и Китаем, оставили множество свидетельств о нравах местных жителей.
А вот европейцы открыли для себя Мальдивы достаточно поздно. Первый из них, Дом Лоуренцо де Альмейда, посетил Мальдивы в 1507 г. Так об островах узнали в Португалии. Следующими европейцами, ступившими на эту землю и описавшими свои приключения на Мальдивах, были французы братья Парментье, которые пристали в 1529 г. к острову Фуа-Мулаку на одноименном атолле. Они рассказывали, что местный жрец с удивительной точностью указал им, где находятся страна Адама (Месопотамия), Персия, Калькутта (Индия), Молуккские острова и Суматра (Индонезия), и удивлялись той полноте знаний о мире, которой обладал этот затерявшийся в просторах Индийского океана народ.
Между Африкой и Китаем
"Между Китаем и Африкой находятся острова Дибааджат, которыми управляет честный и добрый человек. Его народ независим и счастлив. На королеву возложена обязанность поддерживать порядок и мир в стране. Когда она выходит говорить со своими подданными, она появляется перед ними с открытым лицом, без пурда (чадра). Ее подданные очень послушны и беспрекословно подчиняются своей королеве. Когда она обращается к народу, на ней надеты одежды из тонкой золотой ткани и золотые украшения, которые могут носить только члены королевской семьи.
В праздники королеву сопровождает большая процессия. В ней участвуют придворные советники и королевский оркестр, который состоит из барабанов, рожков и труб. Во время выхода королевы местные лавочки ломятся от всякой всячины. Беднякам, прибывшим с других островов, королева велит дать зерна и всего того, в чем они нуждаются. Она и сама присутствует при раздаче милостыни. При ее появлении на людях на ее пути расстилаются шелковые ткани. Королева справедлива к своим подданным...."
Аль-Идрисе, 1099-1186.
Принятие ислама
Легенда рассказывает, как во время одного из посещений Мальдивских островов арабский торговец Абу аль-Бакарат обратил местного короля в ислам. В то далекое время мальдивцы каждый месяц совершали обряд жертвоприношения морскому джинну Раннамари. Они выбирали одну из невинных девушек и оставляли ее на ночь в святилище, где ее и убивал злой джинн. Поразившись такому жестокому ритуалу, Абу аль-Бакарат решил освободить местных жителей от джинна. Вечером он пришел в храм вместо намеченной в жертву девственницы и принялся читать Коран. Так он провел целую ночь, произнося священные строки Корана, и навсегда избавил островитян от кровожадного джинна. (Человеческие жертвоприношения проходили на восточном мысе острова Мале в языческом святилище, будкане; остатки древнего алтаря теперь находятся под фундаментом современного здания, но в этом месте постоянно находят кости и черепа людей.) Ибн Баттута, марокканский купец, путешествовавший по миру в 1325-1353 гг., воспроизвел эту легенду в своих записках.
Легенда о принятии мальдивцами ислама
"Мальдивцы достойны истинной веры. Законник Иса аль-Ямани, законник и учитель школы Али кади Абд Аллах и другие рассказывали мне, что жители островов раньше были идолопоклонниками. Каждый месяц в море показывалась лодка, освещенная множеством фонарей, — это злой дух приближался к острову и требовал жертвы. Согласно местным обычаям, как только демон появлялся, в святилище-будкану, что находилось на берегу, приводили девственницу, одетую в самое красивое платье. В будкане было окно, которое выходило на море. На следующий день девушку, потерявшую свою невинность, находили мертвой. Каждый раз люди с ужасом ожидали, что и их дочь может постигнуть подобная участь. Так продолжалось до тех пор, пока на острове не высадился купец из Магриба по имени Абу аль-Бакарат аль-Барбари. Он был истинным мусульманином и знал священный Коран наизусть. Абу аль-Бакарат остановился у одной старой женщины в Аль-Маале (Мале). Однажды, он прийдя в дом, он увидел, что вся семья собралась вместе и женщины горько рыдают, как во время похорон. Купец попытался узнать, что послужило причиной такой скорби, но ему не ответили, не поняв вопроса иноземного гостя.
Тогда Абу аль-Бакарат обратился к толмачу, который и рассказал ему, что его хозяйка оплакивает страшную судьбу единственной дочери, предназначенной в жертву морскому демону. И тогда торговец решил пойти в будкану вместо бедной девушки. У молодого человека не было ни усов, ни бороды, и в соответствующем наряде в нем трудно было бы сразу распознать мужчину. Абу аль-Бакарата отвели в святилище и оставили одного, и он принялся наизусть читать строки из Корана. Злой джинн проник через окно в храм, но купец продолжал произносить священные суры. Когда, приблизившись, джинн услышал слова, то он покинул святилище и погрузился в морские воды. Утром Бакарат по-прежнему продолжал читать Коран. Позже в храм пришли родственники девушки и местные жители, чтобы предать мертвое тело огню, как того требовал обычай, и, к великому изумлению, нашли купца живым и здоровым.
Тогда они отвели его к своему правителю по имени Шнураза и рассказали ему о том, что произошло ночью в будкане. Правитель был также очень удивлен. Бакарат предложил королю принять ислам, на что тот ответил: "Оставайся у нас еще месяц, и, если ты повторишь то, что сделал, и останешься живым, я приму ислам". Купец остался на острове. Всевышний вразумил правителя. Не прошло и месяца, как он, его жены, дети и сановники приняли ислам. В положенное время Бакарата вновь отвели в храм, но злой демон так и не появился. Пришедшие утром правитель и его свита увидели купца, произносившего строки из Корана. И тогда идолы были разбиты, языческое святилище разрушено и все подданные короля стали мусульманами. Король отправил посланников и на другие острова, жители которых также приняли истинную веру". Ибн Баттута.
"Избранные путешествия и кругосветные плавания", 1356
С этого времени, с 1153 г., началась эпоха султанатов. Шесть династий и 90 султанов и султанш сменили друг друга. На протяжении веков ближайшее окружение правителей плело дворцовые интриги при непосредственной поддержке мусульманских торговцев ("королей моря") из Каннанура (южная часть Индии).
Многие султаны были смещены с трона или попросту убиты, не сумев удержаться у власти и нескольких лет. Несмотря ни на что, иноземные купцы по-прежнему останавливались на островах, отмечая при этом, что жизнь на Мальдивах, за исключением интриг в королевском окружении, мирная и спокойная.
Султанши
Вероятно, до момента исламизации островов в 1153 г. трон передавался в наследство по женской линии (матернитет). Об этом свидетельствуют рассказы многих путешественников, в которых говорится о королевах, управлявших островами. И хотя ислам запрещает женщинам занимать высшие духовные и государственные посты, на Мальдивах тем не менее еще долгое время правили султанши. Самой известной султаншей в истории Мальдивов стала Кадиджа Рахенди, которая трижды восходила на трон в период между 1342-м и 1380 гг.
Эта коварная женщина избавилась от двух своих мужей, которых сначала сама выбрала среди своих советников, а затем убила, наказав за попытки сместить ее с трона. Султаншей она стала, убив собственного младшего брата. В 1363 г. Кадиджа Рахенди казнила первого мужа, а в 1373 г. подобная участь ждала и второго мужа. С тех пор она единолично правила страной вплоть до своей кончины в 1380 г.
"Удивительно, но островами правит женщина по имени Кадиджа, дочь султана Джалаля ад-дин Умара, сына султана Салаха ад-дин Салиха аль-Банджали. Она жена проповедника Джамля ад-дина, который, став визирем, присвоил себе власть и назначил своего сына Мухаммада проповедником на свое место. Несмотря на то что власть фактически находится в его руках, указы издаются только от имени Кадиджи...
Проповедник посвящает свои пятничные молитвы, впрочем, как и в другие дни, султанше, начиная их такими словами: "Всевышний, приди на помощь своей служанке, которую ты сознательно избрал среди людей и которую ты сделал орудием своего милосердия по отношению ко всем правоверным, султанше Кадидже, дочери султана Джалаля ад-дина, сына султана Салаха ад-дина!" ||Ибн Баттута.
"Избранные путешествия и кругосветные плавания", 1356.
Али Раджи
До XVI в. все торговые связи между Мальдивами и юго-западным побережьем Индии были сосредоточены в руках мусульманских купцов, которых называли "али раджи" (короли моря). Эта монополия была настолько сильна, что али раджи получили и другое прозвище "правители Мальдивов".
Много раз они вмешивались во внутренние дела Мальдивов. В зависимости от ситуации они то поддерживали султанов, то оказывали помощь тем, кто пытался свергнуть очередного правителя с трона. Таким образом, али раджи намеренно поддерживали постоянную политическую нестабильность в стране, используя ее в собственных интересах. Они фактически управляли королями Мальдив.
За подобные "заслуги" они даже получали регулярную дань от местных султанов вплоть до появления португальцев.
Португальский период
В XVI в. португальцы, уже прочно укрепившиеся в Западной Индии, решили разместить торговые фактории и на Мальдивах, которые лежали на главных торговых путях в Индийском океане. После того как португальцы силой вновь посадили на трон недавно свергнутого султана, в 1517 г. на архипелаге, в частности на Мале, была основана первая торговая фактория. Аппетиты португальцев быстро росли, и мальдивцам не оставалось ничего другого, как обратиться к купцам Каннанура с просьбой избавить их от европейцев. Дело кончилось убийством всех португальцев на островах.
В 1550 г. другой султан, лишившийся трона и вынужденный скрываться на территории Индии, решил прибегнуть к помощи все тех же португальцев, чтобы вернуть себе власть, обещая взамен выплачивать им постоянную дань. Во время своей вынужденной эмиграции султан принял христианство и взял новое имя Дом Мануэль. Так на Мальдивах появился первый султан-католик. Операцию по возвращению островов от имени Дома Мануэля в 1558 г. проводил капитан Андреас Андре, который попутно проповедовал среди местных жителей идеи христианства. В итоге Андреас Андре провозгласил себя султаном, взяв имя Адири Адири. Вслед за этим последовал пятнадцатилетний период безраздельного правления португальцев, во время которого сформировался очаг национального сопротивления. Под предводительством Мохаммеда Такуруфану и его братьев, Али и Гассана, которые были выходцами с северного атолла Тиладунмати, началась жестокая партизанская война. В 1573 г. накануне истечения срока выдвинутого португальцами ультиматума — смерть или католичество, восставшие жители захватили Мале и уничтожили более 300 португальцев. Национальный герой Мохаммед Такуруфану стал первым султаном новой династии Утиму.
Постепенно мальдивцы перестали платить дань Португалии, и после трех безуспешных попыток португальцев в 1576, в 1625 и в 1649 гг. вновь закрепиться на Мальдивах на островах воцарилось относительное спокойствие. К концу этого периода Миникой (в старину Малику), самый северный остров Мальдивского архипелага, оказался во владении Каннанура.
Мальдивское сопротивление
"Мальдивцы вынуждены были подчиниться португальскому капитану, провозгласившему себя султаном Адири Адири.
Он направил христиан во все концы страны, чтобы те захватили все государственные должности и пресекали любое сопротивление. Португальцы правили страной многие годы, и это правление сопровождалось ужасной жестокостью. Море стало красным от крови мусульман, а люди погрузились в пучину безысходности. И тогда Всевышний вселил в сердце Катиба Мохаммеда, сына Катиба Гуссейна с островов Утиму (самых северных островов архипелага), жажду борьбы с неверными, чтобы положить конец всем бедам. Катиб Мохаммед обратился к Всемогущему, чтобы тот ниспослал ему мудрости, и призвал на совет своих младших братьев".
Из летописи "Тарик".
Французский период
В 1752 г. Каннанур предпринял попытку захвата Мале. На этот раз мальдивцы, уже два раза обращавшиеся за помощью к португальцам и оба раза жестоко поплатившиеся за это, решили просить содействия у французов. На Мальдивы был направлен военный гарнизон, разместившийся в Мале и остававшийся там вплоть до 1760 г.
Голландский и Британский протектораты
Чтобы обезопасить себя от прямого вторжения португальцев, султаны Мальдивов с середины XVII в. делают богатые подарки голландцам, обосновавшимся в Шри-Ланке. Приняв на себя роль официальных защитников, голландцы, тем не менее, никогда не имели своей администрации на островах.
В 1796 г. в Шри-Ланку на смену голландцам пришли англичане. Теперь мальдивские султаны платили ежегодную дань новым защитникам. Впрочем, речь не шла о полном подчинении. Султан Мальдивов был о себе весьма высокого мнения, о чем свидетельствуют строки из его письма, направленного губернатору Шри-Ланки: "Славный, мудрый, благородный, сравнимый с Луной и Солнцем, героический султан Гассан Нуредин Искандар, воин и великий правитель земель, приветствует Губернатора Коломбо..."
К середине XIX в. Мальдивы установили прочные торговые отношения с Индией.
На островах обосновались купцы из Бомбея, установив монополию на внешнюю торговлю сахаром, рисом, хлопком, рыбой, кокосами и панцирями черепах. Мальдивцы были обеспокоены таким положением и, боясь потерять свою независимость, обратились к англичанам, чтобы те официально установили протекторат над островами. Договор был подписан 16 декабря 1887 г. губернатором Шри-Ланки Х. Гордоном и султаном Мохаммедом Муинуддином II. Это соглашение предусматривало военную помощь со стороны Великобритании в случае иностранного вторжения на Мальдивы и оговаривало невмешательство Великобритании во внутренние дела страны. Мальдивы, со своей стороны, принимали на себя обязательства платить ежегодную подать и не заключать никаких договоров с другими иностранными державами. Мальдивцы платили англичанам дань в натуральном виде вплоть до 1947 г., отправляя ее в Коломбо, столицу Шри-Ланки.
К первой республике
Политическая история Мальдивов в XX в. - это история заговоров. В 1932 г. Мохаммед Шамсуддин III, которого британцы поддержали в борьбе с его внутренними противниками, вынужден был принять первую конституцию страны. Согласно ее положениям ограничивалась единоличная власть султана и в стране вводились свободные выборы. Когда в 1935 г. султан решил отказаться от этой конституции, он был заменен султаном Хассаном Нуруддином III. Следующим правителем в 1945 г. стал султан Абдул Маджид Диди. После его смерти в 1952 г. его племянник Амин Диди, бывший премьер-министром во время правления дяди, был избран новым султаном. Первого января 1953 г. Амин Диди принял новую конституцию, упразднившую султанат, и стал первым президентом Мальдивской Республики. Первый президент был великим реформатором. Он ввел всеобщее начальное образование и избирательное право для женщин. Но в годы своего президентства он столкнулся с острым продуктовым кризисом и был вынужден ввести строгие ограничения, в том числе на ввоз табака, запретив курение по всей стране. В результате голодных бунтов в конце 1953 г. он был смещен со своего поста. Пытаясь восстановить утраченные позиции, Амин Диди возглавил попытку государственного переворота, был тяжело ранен и позже скончался на острове Курумба, где и находится его могила.
В 1954 г. был восстановлен султанат. На трон взошел Мохаммед Фарид Диди, ставший 94-м и последним султаном на Мальдивских островах. Но титул султана, лишенный властных полномочий, стал лишь номинальным символом и превратился скорее в некое почетное звание. Вся полнота власти перешла к премьер-министру. Этот пост с 1954-го по 1957 гг. занимал Ибрагим Али Диди, а затем, до 1968 г., Ибрагим Насир.
Во время Второй мировой войны британцы получили согласие мальдивских властей на размещение на острове Ган атолла Адду временной военной базы. В 1957 г. остров официально превратился в резервную воздушно-морскую базу Королевских воздушных сил в обмен на согласие англичан оказывать Мальдивам любую военную помощь и ежегодно выплачивать скромную сумму в 2000 ливров. В результате этой договоренности начался бурный экономический рост на трех южных атоллах: Адду, Южном и Северном Хуваду. Эти атоллы, развитие которых в экономическом плане намного опередило общее положение в стране, в 1959 г. предприняли попытку отсоединения, провозгласив Объединенную Республику Сувадивы, независимую от Мале. Был даже избран президент — Абдулла Афиф Диди. Однако эта попытка окончилась провалом. Новоиспеченный президент сбежал на Сейшелы, тогда еще британскую колонию. Его сподвижникам повезло меньше. Они были сосланы на другие острова Мальдивского архипелага. Несмотря на эти события, спровоцированные британским присутствием на юге архипелага, в 1960 г. мальдивское правительство возобновляет договор с Англией на размещение военной базы. Теперь за использование своих южных островов Мальдивы получают 100000 ливров ежегодно.
Двадцать шестого июля 1965 г. Великобритания признает независимость Мальдивов как суверенного государства. В этом же году Мальдивы выходят из Содружества и вступают в ООН, став 117-м членом этой организации.
Согласно договору британцы могли сохранять свою военную базу до 1986 г., но в 1976 г. они отозвали свои войска и ликвидировали базу. С этого времени остров Ган становится одним из туристических островов архипелага.
Вторая республика
Свою третью конституцию Мальдивы приняли в 1968 г. путем референдума. Вместо Мальдивских островов страна стала официально называться "Мальдивская Республика". Премьер-министр Ибрагим Насир был избран президентом.
Еще занимая пост премьер-министра, Ибрагим Насир в полной мере продемонстрировал свое умение править железной рукой. Именно он в 1957 г. пересмотрел условия договора о размещении британской военной базы в пользу Мальдивов. Он же подавил попытку государственного переворота во главе с Абдулой Афифом Диди, выслав всех участников восстания за пределы столицы на отдаленные острова. Его склонность к авторитаризму еще более укрепилась после избрания на президентский пост.
Все 10 лет своего правления он всемерно содействовал экономическому развитию страны: закупил для Мальдивов первое торговое судно, вытеснил индийских и шри-ланкийских торговцев с рынка, объявив внешнюю торговлю монополией государства. Насир превратил Мальдивы в страну с современной экономикой, но в 1973 г. президент тем не менее столкнулся и с первым серьезным кризисом, причиной которого стал обвал рынка торговли сушеной рыбой. Традиционная торговля с Шри-Ланкой являлась основой экономики страны. Правда, в этом же году серьезно заявил о себе туристический рынок, но он не мог компенсировать потери. Тем более, что население ничего реально не получило от развития туризма. Ибрагима Насира обвинили в незаконном использовании государственных средств, которые ушли на строительство частного отеля, принадлежащего президенту. В 1974 г. начались массовые выступления населения, протестовавшего против повышения цен. Насир отдал приказ стрелять, чтобы рассеять толпу. К счастью, жертв не было. Убедившись в том, что ему не удается удержать власть в своих руках, Ибрагим Насир бежал из страны, прихватив с собой несколько миллионов долларов из государственной казны.
Модернизация и стабильность
Мамун Абдул Гаюм, бывший представитель Мальдивской Республики в ООН, в 1978 г. был избран президентом, заняв этот пост после сбежавшего Насира. Переизбирался в 1983, 1988, 1993 и 1998 гг., получая поддержку более 90% избирателей. Проводил политику, направленную на совершенствование системы образования, на развитие промышленности и туризма. Шаги, предпринятые президентом на внешнеполитической сцене, привели Мальдивы второй раз в истории этой страны в Содружество (1990 г.), а в 1997 г. в торговый союз СААРАК, объединяющий страны Юго-Восточной Азии, включая Бангладеш, Бутан, Индию, Непал, Пакистан.
Несмотря на попытки государственного переворота в 1980-м и в 1988 гг., правление Гаюма в целом привело страну к стабильности и процветанию. Внутри страны существует достаточно сильное торговое лобби, которое часто влияет на принятие государственных решений, и мусульманская оппозиция, пытающаяся реставрировать традиционные исламские ценности при поддержке Ливии и Кувейта.
Государственные перевороты 1980-го и 1988 гг.
С 1978 г., когда ныне действующий президент страны впервые занял этот пост, Мальдивы переживают период политической стабильности. За это время были предприняты две попытки государственного переворота, в 1980-м и в 1988 гг. Обе они завершились неудачей. Их провал объясняется широкой поддержкой Абдула Гаюма населением Мальдивов.
Первый путч был организован бывшим президентом Насиром, который в 1978 г. бежал в Сингапур, прихватив миллионы долларов, принадлежавших государству. Насир заручился поддержкой наемников из Европы, которые прибыли на Мальдивы под видом обычных туристов. Этот заговор был раскрыт еще до того, как мятежники перешли к активным действиям, благодаря своевременному предупреждению о готовящемся перевороте. Путч 1988 г. готовился одним местным бизнесменом, сделавшим состояние на торговле черепахами. После того, как было принято новое законодательство, запрещающее охоту на черепах, этот человек решил осуществить переворот, заручившись, в частности, финансовой поддержкой своего личного друга — индийского миллиардера.
Для этой цели были наняты тамилы из Шри-Ланки, которые явились в Мале вооруженными до зубов с твердым намерением взять приступом военные склады и казармы. Мальдивская армия, размещавшаяся в Мале, не смогла оказать им серьезного сопротивления: в оружии солдат было всего лишь по одному патрону. Другие военные оказались запертыми в казармах, ключ от которых хранился у одного из генералов, по каким-то причинам отсутствовавшего на месте в тот день.
Тамилы вовсе не намеревались атаковать местных жителей. Тогдашний премьер-министр Индии Раджив Ганди, узнав об этих драматических событиях, срочно выслал правительству Мальдивской Республики подкрепление — военный десант из нескольких сот индийских солдат. Тамилы были арестованы и предстали перед судом. Во время штурма казарм погибло 14 человек. В память об этих днях в музее Мале хранятся два японских мотоцикла, изрешеченные пулями.
Американцы, базировавшиеся на островах Чагос, всего в нескольких милях от Мальдивов, направили в Мале своих наблюдателей.
Во время путча президент Гаюм забаррикадировался в своем роскошном дворце в Мале, а когда опасность миновала, выступил с пышными речами, прославлявшими подвиг своих доблестных военных.
Газета "Вашингтон пост" после всех этих событий охарактеризовала президента так: "маленький человек, большой рот". Это прозвище и по сей день в ходу у жителей Мале. Впрочем, мальдивцы предпочитают называть президента иначе — "куда Абдула" (маленький Абдула).
Основные даты
2000 лет до н.э. Следы арийского племени, пришедшего с территории Северо-Западной Индии
947 г. до н.э. Первое упоминание о Мальдивских островах в записках о путешествиях
500 г. до н.э. Заселение островов буддистами из Шри-Ланки и дравидами из Южной Индии
150 г. н.э. Древнегреческий ученый-астроном Птолемей упоминает Мальдивские острова в своем трактате "География"
362 г. н.э. Мальдивское посольство при дворе римского императора Юлиана Отступника
1153 г. Принятие ислама
1517 г. Торговые фактории португальцев в Мале
1558-1573 гг. Военная оккупации Мальдивов португальцами и народное сопротивление
1573 г. Освобождение Мальдивских островов Такуруфану,ставшего национальным героем и султаном Мальдивов
1752-1760 гг. Присутствие французского военного гарнизона
1645-1796 гг. Голландский протекторат
1796 г. Начало британского протектората
16 декабря
1887 г. Официальное признание британского протектората
1932 г. Первая конституция, султанат становится конституционной монархией
1 января
1953 г. Упразднение султаната; принятие второй конституции и выборы первого президента республики
1954 г. Восстановление султаната
1965 г. Провозглашение независимости (26 июля 1965 г.), выход из Содружества и вступление в ООН (21 сентября 1965 г.)
1968 г. Принятие третьей конституции путем народного референдума; избрание Ибрагима Насира президентом Мальдивской Республики
|